На главную страницу сайта...
статьи, интервью

К списку статей

Интервью "Живому звуку"


В середине весны по Москве поползли слухи, что появился человек, в которого переселилась душа Цоя. Якобы он поёт свои песни, которые звучат как новое "Кино" образца 1997 года. Он приехал из Чечни, и зовут его Бекхан. Будто бы раньше он и в руки-то не брал никогда гитару, но после автокатастрофы, случившейся с ним несколько лет назад, Бек запел. Песни стали переполнять его. Отчего? Музыкант не способен ответить на этот вопрос:

- Я не знаю. Можно рассматривать это явление с любой точки зрения, но у меня нет объяснений.

- Как ты к этому подошел?

- Да я сам удивляюсь. Серьёзно... Кроме того, ведь все считают, что начинать заниматься музыкой в 27 лет уже слишком поздно. Я никогда не был меломаном, слушал только то, отчего было некуда деться, например "Старинные часы" Аллы Пугачевой. С другой стороны, я всегда любил Высоцкого, слушал "Алису", "Кино", "ДДТ", Accept, Scorpions, но всерьёз этим никогда не увлекался.

-Что ты делал перед тем, как пришел в музыку?

- Я жил точно так же, как и сейчас.

Сейчас Беку 33 года, он "ушел в музыку" четыре года назад, собрал друзей - басиста Славу Шахолиева (сейчас его заменил Алихан "Лека" Алиев), гитариста Майербека Ибрагимова и барабанщика Мусу Масаева, с которыми стал играть свои песни. Потихоньку у музыкантов накапливался как творческий, так и техническо-инструментальный багаж: одновременно с написанием новых песен в группе появлялись новые инструменты. Периодически ребятам даже удавалось играть концерты, но с началом военных действий в Чечне музыка закончилась: во-первых, война уничтожила всё их оборудование, а во-вторых, людям просто стало не до песен. В московских кулуарных разговорах рядом с именем Бека часто звучали имена Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Марьяны Цой и Рикошета ("Объект насмешек"), которые якобы "носятся с ним как с писаной торбой". Откуда такая озабоченность судьбой музыканта? Оказывается, всё началось в ноябре 1996 года, когда Юрий Юлианович снова приехал в Грозный. Бек участвовал в подготовке его концерта.

- Когда Юра приехал в Грозный, меня попросили помочь скоммутировать "аппарат", я показал, где что лучше ставить, как подвести линию... Познакомились, разговорились, попели друг другу. А потом Шевчук буквально настоял на том, чтобы мы приехали к нему в студию (в Театр "ДДТ". - Прим. ред.) и записали альбом. Мы поехали. Уже там я познакомился с Костей Кинчевым, который зашёл к нам в поисках Рикошета. Так что специально никто ни за кем не ходил. Так же мы познакомились с Рикошетом и Марьяной Цой. Всё само собой получилось - это воля судьбы.

Его дебютное выступление на большой серьёзной площадке состоялось в июне на "Питерском рок-фестивале-97. Песни конца века". Бек спел четыре песни со своего дебютного альбома, который вскоре выйдет на фирме Extraphone. "Ах вот откуда пошли разговоры о его сходстве с Цоем!" - думали люди, уже наслышанные о Беке. "Вот это и называется реинкарнация!" - восклицали молодые Питерские журналисты, видевшие и слышавшие музыканта впервые. А публика просто не хотела отпускать его с площадки, единогласно скандируя "Молодец!" (больше никого из участников фестиваля зрители такой похвалой не удостоили. - Прим. ред.)

- Не досадно, что твою музыку тут же начинают сравнивать с "Кино", не воспринимая "БекХан" как нечто самодостаточное?

- Нет. Говорят, что похоже, а что я могу с этим сделать? Мне нравятся эти песни, я их и пою. Ведь мы ничего не продумывали и не подгоняли под определённые стереотипы. Эти песни очень странным образом пишутся, они просто появляются, и всё. И нет здесь никакой искуственности.

- Ты делаешь это исключительно для себя, или всё-таки хочешь, чтобы другие оценили твои песни?

- Слово-то какое коварное - оценили. Говорить о том, что я не хочу, чтобы это слушали, неправильно. Мне хочется, чтобы это слушали, но становиться ремесленником - такой цели у меня, слава Богу, нет. Я не хочу загадывать вперёд.

Бека совершенно не волнует, как окрестят его музыку. Он считает, что никакая классификация ни одному музыканту ещё не помогла. Главное, чтобы песня пронимала, чтобы ощущения и эмоции, в ней заложенные, передавались людям. В первом альбоме группы "БекХан" есть одна песня на чеченском языке. Она не переведена на русский. Остальные же свои композиции Бек пишет на русском. И опять же не переводит на чеченский.

- Мы три года не давали концерты в Чечне. Там шла война и было не до выступлений. Но некоторые мои песни были написаны именно тогда.

- Возможно ли сейчас в Чечне играть и петь песни на русском языке?

- Возможно. Там всё нормально: там можно петь, там можно делать всё, что не претит человеческой морали. Я говорю об общепринятой морали, без извращений. Хорошее дело там только приветствуется. На любом языке.

- Ты знаешь, я тебя слушаю и у меня вырисовывается невероятный образ: человек посреди войны пишет песни...

- Песни ведь не сочиняются по заказу каждый день. Они рождаются в определённые моменты. И они пишутся не о том, о чем надо, а о чем получится, о чем захочется. Если получится, конечно.

Беседовала Ольга Сальникова
"Живой Звук" №8, 97.

>>> оглавление


Rambler's Top100