На главную страницу сайта
статьи, интервью

К списку статей

Не верьте слухам . . .


Статья-интервью "Не верьте слухам..." - взгляд на современную жизнь глазами Бека


Пролог


Слишком странная, слишком загадочная фигура в современной отечественной рок-тусовке. Он всегда ходит в черном. Он серьезен и лаконичен. Он не бросает слов на ветер. Он верен своим принципам. По всеобщему мнению близких - он отличный друг и прекрасный человек. Мнение всех остальных разделилось на абсолютно позитивное и крайне негативное. Но он не подстраивается ни под чье мнение. Он ведет себя так, как считает нужным и правильным.

ОН - БЕКХАН.

Часть 1. Начало


Цой Виктор Робертович. Родился 21 июня 1962 года.

Осенью 1981 года создал свою первую группу "Гарин и гиперболоиды".

В начале 1982 года группа была переименована в "КИНО".

В 1988 году вышел альбом "Группа крови". "КИНО" стала самой известной и популярной рок-группой в СССР...

После выхода на экраны фильма "Игла" Виктор Цой стал лучшим актером года...

Трагически погиб в автомобильной аварии 15 августа 1990 года, оставив за собой огромную армию поклонников, ряды которой не оскудевают и по сей день...

Часть 2. Реинкарнация


В далеком 1991 году на наших голубых экранах промелькнула по тем временам модная и серьезная телепередача "НЛО - необъявленный визит", тема одного из выпусков которой заключалась в странных и необъяснимых событиях, происходящих в мире людей. На эту передачу был приглашен никому не известный начинающий музыкант из Чечни Бекхан Барахоев. Его интервью стало одновременно и сенсацией в обществе российских КИНОманов, и головной болью на долгие годы для самого Бека...

И по сей день в прессе можно встретить цитаты вроде:

"...Через некоторое время после трагической гибели Виктора Цоя молодой чеченец Бекхан Барахоев заявил, что в него вселилась душа погибшего. В подтверждение своих слов он запел голосом Цоя песни, слова и музыка которых действительно очень напоминали позднее творчество Виктора. Вопрос "Куда же делась душа собственно Барахоева?" при этом почему-то не обсуждался..."

"...Действительно есть чеченский певец Бекхан, который появился из ниоткуда с легендой о том, что в его тело переселилась душа Виктора: он попал в катастрофу в тот же день. Что-то перепуталось на небесах, и теперь Бекхан поет про ночь, дождь, электрички и закрытые двери. Это новые песни Цоя..."

И т.д. и т.п...

С одной стороны, за такие слова, как сказал классик, надо морду бить, а с другой - людям тоже кушать хочется, даже таким журналюшкам, плодящим сенсации и добывающим свой хлеб за счет опорочивания других людей. Ну, ладно, ну полгода, ну год "поклевали" Бека - и хватит!.. Так ведь нет - вся эта мерзость продолжается и по сей день. Обидно, что в нашем обществе это неискоренимо...

- Бек, что за история у тебя вышла с той передачей "НЛО - необъявленный визит"? Кажется поднималась тема, что тебе снятся песни Цоя...

- Да, была история... Это же оттуда журналисты начали фантазировать про "реинкарнацию" и прочую ерунду... Я-то в этом раньше вообще не разбирался, думал, что выступление на телевидении мне перспективы откроет. Меня там будут минут двадцать бесплатно показывать, да еще и по первому каналу! Ну какой же начинающий музыкант от этого откажется? Действительно, о снах спрашивали. Я говорю: "Да, иногда просто снится." Ну я же правду сказал! Ничего не врал.

- И как они это преподнесли?

- Ну, что происходят какие-то загадочные явления, что жил да был человек, никогда не пел и вдруг запел... Почему - никто не знает...

(кстати - следует заметить, что Бек начал писать стихи и песни задолго до трагической гибели Виктора Цоя)

- Вопрос был в том, что тебе просто песни снятся или что конкретно Цой снится?

- И то и другое бывает... Я вот Высоцкого тоже во сне видел. Он мне говорит: "Новый вариант "Баньки" хочешь послушать?"... Жалко, что не запомнил... А так клево было!

Ну я по наивняку им все это рассказал. А потом уже кто-то решил, что я этим спекулирую или, что еще круче, - хочу сделать на этом карьеру... И пошло-поехало... Раньше это сильно доставало, а теперь я просто не обращаю внимания. Надоело уже журналистам на подобные "наезды" отвечать.

Что удивляет - почему все претензии по поводу подражательства или, еще хуже, плагиата всегда предъявлялись именно к Беку? Сотням (если не тысячам) человек по всей стране и по сей день снится Виктор и общается во сне, и поет песни... Но почему-то "козлом отпущения" единогласно был выбран именно Бек, который даже в мыслях не пытался чем-то эксплуатировать...

Часть 3. Возрождение


Нетрудно вспомнить самое громкое событие в истории отечественного рока в конце 1999 - начале 2000 года. Заголовки газет и журналов просто пестрели сообщениями на тему:

"...Группа "Кино" возрождается! Вместо Цоя будет петь Бекхан..."

"...Вдова Виктора Цоя Марьяна Цой стала инициатором идеи возрождения группы "Кино" В качестве солиста группы был приглашен Бекхан Барахоев (группа "Бекхан"). Авторы проекта выбрали его, так как голос певца и манера исполнения похожи на культового лидера "Кино"..."

"...Второе пришествие "Кино" по сути уже состоялось. На прошедшем рок-фестивале "Максидром-99" группа "Бекхан" исполнила знаменитое цоевское "Хочу перемен". Причем исполнила настолько идеально, что недоверчивые зрители могли заподозрить музыкантов в исполнении песни под фонограмму погибшей рок-звезды..."

"...Можно назвать это стремлением срубить бабки на всенародной любви к кумиру. А можно - творческим подходом к наследию погибшего. Все зависит от того, как вы лично относитесь к Бекхану Барахоеву... Теперь Барахоев и Рыбин играют в одной группе. Называется она "Кино". Просто и со вкусом. В скором времени компания "Райс Лис'С" планирует издать новый альбом новой группы "Кино". В альбоме, как говорится в пресс-релизе, "будут присутствовать неизвестные песни Виктора Цоя, которые ранее не издавались и не записывались". Такое впечатление, что Цой писал в стол километрами..."

"...В 1999 г. Алексей Рыбин принял участие ни много ни мало в воссоздании группы "Кино"! Новым вокалистом стал Бекхан Барахоев: до этого он в составе группы "Бекхан" пел собственные песни, очень похожие на произведения Цоя. Голос Бекхана также напоминает тембр Виктора. Настоящие поклонники "Кино", естественно, подвижничество Рыбина не оценили..."

Да, все это, наверное, было бы и не плохо, если бы... было.

- Интересный период был когда вот эта шумиха поднялась - "возрождение "КИНО", Бек на место Цоя... ". Причем преподносили эти "новости" таким тоном, как будто катастрофа глобальная происходит...

Во-первых, никто не может занять ничье место, каждый является именно тем, что он есть.

Во-вторых, получалось так: концерт у нас длился полтора часа, из них час пел Рыбин, и полчаса я. А говорили всё равно про меня. Почему не говорят, что Рыбин на место Цоя? Он же пел все эти песни, и пел в два раза больше, чем я. Я уважаю Лешу, он нормальный парень, абсолютно он здесь ни при чем, но я просто пытаюсь рассудить логически - если человек в два раза больше поет песен, то почему не про него говорят, что он собирается встать на место Цоя? Я выхожу, пою тройку-пятерку песен, и всё... Откуда вся эта лавина слухов взялась?

Да, действительно, были две-три акции, в которых нас попросили сыграть памятные концерты, но ни о каком "возрождении" речь не шла! Всё это - домыслы журналистов.

Мы когда с ребятами услыхали весь этот шум, что воссоздалось "КИНО", мы просто посмеялись все вместе... И всё.

Часть 4. "Кинопроблемы"


"...В мировой музыкальной практике такие сборники называются "трибьютами". Собираются известные музыканты и перепевают на свой манер песни знаменитых коллективов. Это идеальный вариант, а есть и похуже: когда на памяти хорошего музыканта наживаются вышедшие в расход бездарности. Цою тоже не удалось избежать подобной участи: давно уже вышла пластинка чудовищных ремиксов раннего "КИНО" в навязчивом стиле "acid-industrial", записанная Алексеем Рыбиным. А на радио и по сей день крутят виртуальный дуэт Цоя с посредственным рэп-коллективом "Легальный бизнес": Виктор поет про пачку сигарет, а вертлявые ребятки в кроссовках вставляют свои "ййе" и "мазафака", воображая себя покорителями Бруклина. Легко представить ужас преданных поклонников русского рока при виде этого издевательства. Недавно вышел альбом "Виктор Цой: Печаль" - заново ремикшированные и пересведенные варианты песен, вошедших в диск "Последний герой". За них взялся питерский музыкант Рикошет, бывший панк, а теперь начинающий электронщик. Следует заметить, что по всеобщему мнению диск получился довольно отстойный..."

Прослеживается интересная ситуация: у всех, кто хоть как-то касается творчества В.Цоя и группы КИНО с целью "улучшения...", "привнесения...", "римейка..." и т.п. результаты получаются плачевно-ужасающие... А теперь и этот трибьют грянул... О нем было сказано очень много... но хорошего - практически ничего. Странно?

Наиболее часто задаваемый вопрос - "а почему же в этих "кинопробах" не участвовал Бекхан, как наиболее вероятный кандидат на фоне всех остальных?"

- Я не хочу в этом трибьюте участвовать, и, в принципе, - это всё уже давно решено. Я никогда не спекулировал этим и не собираюсь спекулировать. Какие-то люди когда-то говорили, что "Бекхан пытается сделать карьеру на своем сходстве с Цоем", так вот - ничего подобного. Ну, немножко похожи голоса, но песни совершенно разные. То есть, я к этому отношусь очень серьезно и относился всегда. Поэтому спекулировать этим не стал и не пошел туда.

А народ сейчас придет на "кинопробы" в любом случае, как бы ни прошел этот концерт - хорошо или плохо, ведь собирается-то такой "букет" исполнителей!.. И опять же - получается так, что все те журналисты, которые глотку драли на эту тему, кто радел за чистоту мысли, они же, будучи ангажированными, будут писать (мне так кажется), что всё это замечательно, что всё это хорошо. Хотя - я прослушал и, честно говоря, очень рад, что меня там нет. По крайней мере, так честно. Не пошел туда, действительно, ни Костя Кинчев, ни Шевчук... Мне кажется, что так будет правильнее.

А вообще - наверное было бы самым правильным провести простой концерт-сейшен, на котором можно попеть и Битлов, и всё что хочешь... да хоть Кобзона пой... Пой песни КИНО, пой всё, что угодно... А записывать песни, которые уже были записаны, - это, по-моему, неправильно. Играть их - это одно, но играть их нужно примерно так, как они были записаны. В свое время автор этих песен их аранжировал и записал так, как считал нужным. И всё - не надо никуда лезть, не надо ничего менять, не надо под моду подгонять чего-либо! Могут меняться мобильные телефоны или калькуляторы - раньше они были большие, сейчас поменьше. Это естественно. Но почему бы не взять картину Леонардо Да Винчи "Джоконда" и не подрисовать ей стереонаушники?.. Это ж современно, это будет римейк...

Достает просто вот это утробное отношение ко всему... В конце концов - должно же быть что-то, что нельзя продавать, нельзя менять ни на что. К сожалению, всё меньше и меньше этого "чего-то" остаётся со временем в наших людях...

Тихомирова недавно видел, он мне сказал такую фразу: "Правильнее всего к этому подошли "Здобы"". Это его мнение. Они сделали стёб. С чисто базарной, рыночной точки зрения они, может быть, и правы. Но очень неприятно слушать то, что тебе близко и дорого, положенное на цыганско-кабацкий вариант. Это вдвойне погано.

Хотя, если подумать с совершенно противоположной стороны, шкала ценностей-то у всех разная. Они (и организаторы, и участники) всё делают правильно - любым путем проникать в святая святых (для них) - чужие кошельки. Больше это никак не назовешь.

Меня всегда удивляло, почему такое большое чувство любви к тому или иному человеку пробуждается именно к какой-то дате? А психофашизм, называемый телевизором, это раздувает. У нашего человека, наверное, в подсознании сидит - раз в ящике говорят, значит это действительно истина в последней инстанции. Слава Богу - есть вещи, которые даже телевизор не может исправить.

Я никого не осуждаю, ни в чьи дела не лезу, но насчет всего, что происходит, что меня хоть касательно как-то задевает, у меня есть своё мнение. Я просто знаю, как всё это происходит и происходило...

Эпилог


Что можно добавить...
Просто надеемся, что теперь все точки над ' i ' расставлены...

Беседовали Елена и Константин, Москва, ноябрь 2000.
Использованы материалы:
Internet,
Журнал "Эксперт" #31, 28 августа 2000.

>>> оглавление